БОРТОВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Бортовая автоматизированная система контроля БАСК для самолетов Ан-124 (Руслан) и Ан-225 (Мрия)

Описание


Бортовая автоматизированная система контроля (БАСК) была разработана более 30 лет назад для тяжелых транспортных самолетов Ан-124 и Ан-255 и предназначена для непрерывного контроля технического состояния всех систем самолета и действий экипажа как в полете, так и при выполнении на земле операций, предусмотренных единым регламентом технического обслуживания (без демонтажа контролируемого оборудования и без применения внешней контрольно-проверочной аппаратуры). Информация о техническом состоянии контролируемых систем поступает в виде кадров на дисплее, магнитном эксплуатационном регистраторе и печатающем устройстве, в виде сообщений на табло системы аварийной сигнализации и мнемоиндикаторов, а также сообщений, посылаемых на аварийный регистратор и наземные пункты обработки через комплекс радиосвязи. В данный момент производится модернизация системы БАСК.


Преимущества БАСК

Повышение надежности функционирования систем самолета за счет более качественного и непрерывного контроля

Улучшение эксплуатационных характеристик самолета за счет более эффективного использования оборудования

Значительное сокращение наземной контрольно-проверочной аппаратуры

Снижение времени технического обслуживания и соответствующих трудозатрат

Высвобождение части обслуживающего персонала, в том числе специалистов высокой квалификации

Применение комплекса позволяет перейти на новый технический уровень эксплуатации самолетов


Функции БАСК

Бортовая автоматизированная система контроля выполняет следующие функции:
  • Контроль технического состояния следующих систем:
    • Двигателей
    • Гидрокомплекса
    • Системы электроснабжения
    • Шасси
    • Системы управления
    • Противообледенительной системы
    • Системы регулирования давления и кондиционирования воздуха
    • Противопожарной системы
    • Пилотажно-навигационного и радиосвязного комплексов
    • Параметров проточной части и вибрационных характеристик двигателей
  • Контроль следующих действий экипажа:
    • Выполнение предписаний руководства по летной эксплуатации
    • Выполнение рекомендаций и ограничений при управлении двигателями
    • Готовность к взлету и посадке
  • Специальные задачи:
    • Определение массы и центровки на земле и в полете
    • Формирование и передача информации об отказах в аварийный регистратор и связной комплекс
    • Замещение функций измерительных систем, индикаторов и сигнализаторов
    • Определение максимально допустимой взлетной массы в зависимости от условий аэродрома
    • Определение скорости принятия решения и условий прекращения взлета на разбеге
    • Определение минимальной высоты ухода на второй круг в зависимости от посадочной массы и условий посадки
  • Накапливание информации:
    • Для статической обработки при помощи универсальных наземных средств
    • Для обработки при помощи комплекса
  • Регистрация и оценка отработки ресурсов:
    • Планера
    • Двигателей на различных режимах
    • Гидронасосов


Режимы работы БАСК

Бортовая автоматизированная система контроля имеет несколько основных режимов работы:
  • Режим "контроль"
    Это основной режим работы, в котором осуществляется контроль технического состояния систем самолета и действий экипажа (используется в полете и на всех этапах наземного обслуживания). В этом режиме экипаж и обслуживающий персонал получают следующую информацию:
    • Оперативную информацию, выводимую на табло системы аварийной сигнализации и экран дисплея (используется экипажем в полете и на земле при управлении контролируемыми системами и для оценки их состояния)
    • Отчетную информацию, регистрируемую на бумажной ленте (используется на земле для послеполетной оценки действий экипажа и технического состояния контролируемых систем, а также для устранения обнаруженных неисправностей)
    • Отчетную информацию, регистрируемую на магнитном эксплуатационном регистраторе, с пред- и послеисторией возникших отклонений в контролируемых системах самолета (используется с целью углубленного анализа причин возникновения отказов, а также для сбора статистических данных по парку самолетов для наземной обработки на универсальных ЭВМ)
  • Режим "тесты"
    В этом режиме осуществляется контроль технического состояния самого комплекса БАСК и локализации его неисправностей до конструктивно-сменной единицы. По результатам контроля принимается решение о дальнейшем использовании комплекса и в зависимости от изменения степени его работоспособности осуществляется либо его структурная перестройка, либо отключение
  • Режим "вывод ЭР"
    В этом режиме непосредственно на самолете сразу после полета осуществляются считывание и анализ информации, зарегистрированной магнитным эксплуатационным регистратором (ЭР). Предусматривает обработку информации и ее последующий вывод на дисплей и бумажную ленту в виде цифровой информации или графиков


Модернизация БАСК

В данный момент производится модернизация бортовой автоматизированной системы контроля, что позволяет решить следующие проблемы:
  • Уменьшение веса БАСК до 5 кг в зависимости от решаемых задач
  • Применение современной элементной базы
  • Улучшение отображения с помощью перехода на многофункциональный цветной LCD дисплей
  • Обеспечение одновременной работы на дисплеях и пультах двум и более операторам на борту
  • Введение дополнительных интерфейсов таких как Ethernet, USB, МКИО по ГОСТ 26765.52-87 и прочих
  • Введение ЭР с увеличенным объемом и достоверностью
  • Применение современных процессоров с тактовой частотой до 2 ГГц
  • Применение современных отладочных средств
  • Применение современных языков программирования и компиляторов
  • Применение современной операционной системы


Структурная схема БАСК

Структурная схема Бортовой Автоматизированной Системы Контроля БАСК-124


Применение БАСК

Бортовая автоматизированная система контроля устанавливается на самолеты Ан-124 (Руслан), Ан-225 (Мрия).



Основные технические характеристики

КОМПЛЕКС БАСК

Количество систем и комплексов самолета, по которым реализуются заданные алгоритмы контроля, не более

64

Количество определяемых ситуаций, более

2000

Объем программного обеспечения, кбайт, не более

560

Количество анализируемых параметров самолета, не более

2000

Длительность основного цикла работы, с

1

Среднее время наработки на отказ, ч, не менее

250

Время готовности аппаратуры, мин, не более

5

Максимальная потребляемая мощность, Вт, не более, по сети:

- 27 В

700

- 115 В

550

Масса, кг

285

СИСТЕМА СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Количество блоков периферийного сбора, не более

7

Количество разновидностей измерительных каналов:

- аналоговых

14

- цифровых

4

Точность измерения, %

0,2 - 0,5

ДИСПЛЕЙ

Диагональ экрана, см

23

Количество строк информации в кадре

28

Количество знаков в строке

32

Количество типов отображаемых знаков

121

Частота смены кадров, Гц

1

ПЕЧАТАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Количество печатных знаков в строке

32

Количество типов печатных знаков

127

Ширина термохимической бумажной ленты типа ТХБ-5, мм

140

Максимальное количество информации, отпечатанной на одном рулоне ленты, строк, не меее

3000

МАГНИТНЫЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ РЕГИСТРАТОР

Объем регистрируемой информации, Мб

300

Объем кадра, 12-разрядных слов

512

Время непрерывной записи в стартстопном режиме, ч

20

Скорость в режиме ускоренного воспроизведения, см/с

76,2