БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

Бортовая система контроля двигателей БСКД-436-200 для самолета-амфибии Бе-200

Описание


Бортовая система контроля двигателей (БСКД) БСКД-436-200 предназначена для обеспечения оперативного контроля и диагностирования состояния двух двигателей Д-436ТП, локализации неисправностей отдельных узлов, систем и агрегатов самолета и двигателей на всех этапах эксплуатации.


Преимущества БСКД

Индикация параметров двигателя

БСКД обеспечивает отображение на индикаторе ИРД1-1 наиболее важных параметров двух двигателей

Фильтрация данных

Цифровая обработка и фильтрация регистрируемых данных с целью исключения сбойных значений

Встроенная система контроля

Встроенная система контроля блоков БСКД осуществляет проверку исправности своих функциональных частей, цепей датчиков, допусковый контроль параметров двигателя

Функции БСКД

Бортовая система контроля двигателей контролирует все системы двигателя самолета, передает результаты контроля в систему индикации самолета, а также обеспечивает резервную индикацию параметров двигателя на индикаторе ИРД1-1, входящим в состав БСКД. Полный список функций БСКД приведен далее:
  • Прием и преобразование аналоговых и дискретных сигналов от датчиков двигателей и самолета
  • Прием цифровой информации в кодовом виде по ГОСТ 18977-79, РТМ1495-75 с изм.№3 (ARINC-429) от бортовых систем ВС
  • Фильтрация опрашиваемых значений параметров с целью исключения сбойных (аномальных) значений
  • Формирование и выдача в кодовом виде по ГОСТ 18977-79, РТМ1495-75 с изм.№3 (ARINC-429) измеренных и расчетных значений параметров двигателей в системы электронной индикации, сигнализации и регистрации, а также сигналов типа «разовая команда»
  • Контроль частот вращения роторов вентилятора, компрессора низкого давления и компрессора высокого давления
  • Формирование признаков "Двигатель работает", "Двигатель не работает" и "Двигатель остановлен"
  • Контроль газодинамических параметров двигателя
  • Формирование признака выключения двигателя в полете
  • Контроль маслосистемы двигателя
  • Контроль топливной системы двигателя
  • Контроль готовности к запуску и процесса запуска двигателя
  • Контроль времени выбега роторов и формирование признака останова двигателя
  • Контроль достижения максимально-допустимых значений температур в полостях суфлирования и масляной полости коробки приводов
  • Контроль механизации компрессора
  • Контроль противообледенительной системы (ПОС) воздухозаборника
  • Учет времени наработки двигателя
  • Расчет максимально-располагаемого значения "лк1"
  • Допусковый контроль измеренных параметров по фиксированным и "плавающим" пределам и выдачу в системы индикации и регистрации самолета сигналов типа "событие" при достижении параметрами предельных значений
  • Обеспечение резервной индикации на индикаторе ИРД1-1 наиболее важных параметров двух двигателей:
    • Частоты вращения ротора вентилятора
    • Частоты вращения ротора компрессора высокого давления
    • Температуры газа за турбиной
    • Степени повышения давления в компрессоре
  • Контроль исправности датчиков, взаимодействующих с системой БСКД436-200

Состав БСКД

Бортовая система контроля двигателей состоит из двух электронных цифровых блоков преобразования и контроля БСКД-2502 и из одного блока индикатора резервного двигателя ИРД1-1.

БСКД-2502

Система БСКД содержит два электронных цифровых блока преобразования и контроля БСКД-2502 с монтажными амортизирующими рамами. Блок БСКД-2502 выполнен в корпусе типоразмера ЗК по ГОСТ 26765.16-87. Габаритные размеры блока 190,5x194x318 мм. Каждый блок БСКД-2502 на монтажной амортизирующей раме размещается в зоне Ж воздушного судна, например, в пилоне двигателя. Габаритные размеры монтажной амортизирующей рамы с установленным на нее блоком составляют 197,5x276x345 мм.

ИРД1-1

Индикатор резервный двигателя ИРД1-1, входящий в состав ситемы БСКД, выполнен в стандартном корпусе с квадратным посадочным местом - тип III, исполнение 1 по ГОСТ 20261-84 и устанавливается на приборной доске в кабине экипажа. Значения основных контролируемых параметров двух двигателей отображаются на двух жидкокристаллических модулях в виде четырех десятичных цифр, расположенных в четыре строки. Размеры цифр 3x7 мм.


Особенности БСКД

  • Электрическое соединение индикатора резервного двигателя ИРД1-1 с самолетными линиями связи осуществляется посредством электрических соединителей типов СНЦ и РРН, смонтированных на выносном жгуте
  • В блоках БСКД-2502 и индикаторе ИРД1-1 реализована встроенная система контроля, которая осуществляет проверку исправности своих функциональных частей, цепей датчиков, допусковый контроль параметров двигателя
  • Электропитание блоков БСКД-2502 осуществляется от сети переменного тока номинальной частоты 400 Гц и номинального напряжения 115В (генераторы или преобразователи постоянного тока в переменный)
  • Электропитание индикатора ИРД1-1 осуществляется от сети постоянного тока с номинальным напряжением 27 В (выпрямительные устройства) или от аккумуляторных батарей с напряжением 24 В
  • Система БСКД-436-200 сохраняет свою работоспособность и автоматически восстанавливает свои характеристики после ненормального и переходных режимов работы системы электроснабжения самолета


Применение БСКД

Бортовая система контроля двигателя БСКД-436-200 устанавливается на самолетах Бе-200.



Основные технические характеристики

БСКД-2502

Количество входных сигналов:


аналоговых

3

постоянного тока низкого уровня до 50 мВ (термопары)

3

постоянного тока высокого уровня до 5В

7

отношений 2-х напряжений переменного тока (давления)

7

термосопротивлений

7

датчиков СКТ

2

частотных (обороты роторов и расход топлива)

7

дискретных (разовые команды)

52

последовательного кода по ARINC-429

6

Выходные сигналы:


последовательный код по ARINC-429

2

разовые команды

16

Погрешность преобразования

от 0,5 до 1%

Период обработки и выдачи информации

0,5 с

Потребляемая мощность по сети 115 В, 400 Гц,ВА, не более

25

Масса, кг

8

Габаритные размеры, мм

190 × 194 × 318

Условия эксплуатации:


температура окружающей среды

от - 55 до + 60 С

синусоидальная вибрация:

частота

5 – 2000 Гц

виброускорение

15 g

Место установки

мотогондола

ИРД1-1

Количество контролируемых двигателей

2

Количество входных сигналов:

частотных (обороты роторов)

4

от термопар

2

последовательного кода по ARINC-429

2

Погрешность измерения:

по частотным каналам

0,2 %

по каналам термопар

0,5 %

Тип индикационных элементов

Жидкокристаллические семисегментные

Разрядность индикаторов по каждому параметру

4

Размер индицируемой цифры, мм

7 × 4

Потребляемая мощность по сети 27 В, Вт, не более

15

Масса, кг

1,5

Габаритные размеры, мм

85 × 85 × 250

Условия эксплуатации:

температура окружающей среды

от - 20 до + 55 С

синусоидальная вибрация:

частота

5 – 2000 Гц

виброускорение

1,5 g

Место установки

кабина