БОРТОВАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Бортовая Система Технического Обслуживания БСТО для самолетов Ан-148, Ан-158, Ан-178

Описание

Бортовая система технического обслуживания (БСТО) является средством обобщения, объединения и корреляции результатов встроенного контроля всех бортовых систем самолета с централизованным доступом к информации. БСТО контролирует как системы, оборудованные встроенными средствами контроля (BITE-системы, ARINC-604), так и системы, не оборудованные данными средствами, с помощью встроенных алгоритмов контроля путем анализа параметрической информации от этих систем.


Преимущества БСТО

Уменьшение эксплуатационных расходов

Обеспечивает экономически эффективные и удобные в применении средства технического обслуживания, что позволяет сократить длительность и трудоемкость ТО

Стандартизованный интерфейс пользователя

Стандартизованный интерфейс пользователя для инициации выполнения непосредственно на борту проверочных тестов самолетных систем

Уменьшение количества оборудования

Существенно сокращает объем вспомогательного оборудования для технического обслуживания, для локализации многих отказов не требуется контрольно-проверочная аппаратура

Простота техобслуживания

Упрощает процедуры техобслуживания, сводит к минимуму требования к обучению технического персонала

Несколько точек входа

Позволяет проводить техобслуживание систем одновременно из нескольких мест самолета при помощи многофункциональных пультов управления (МФПУ) и выносного терминала

Удобство и защита

В качестве ВТ можно использовать защищенный ноутбук или планшетный компьютер с сенсорным экраном

Сертификация

Аппаратура БСТО сертифицирована для применения на борту и может работать в расширенном температурном диапазоне

Модульная структура

Аппаратная и программная структуры БСТО созданы с применением современных средств и принципов, что обеспечивает легкость и быстроту модернизации под потребности заказчика

Надежность

Надежность БСТО обеспечена тщательным выбором и тестированием применяемых компонентов


Состав БСТО

Бортовая система технического обслуживания состоит из следующих компонентов:


АВТО

Авиационный вычислитель технического обслуживания предназначен для организации взаимодействия с системами комплекса бортового радиоэлектронного оборудования с целью сбора, обработки и вывода на многофункциональные пульты управления и/или ВТ для летного экипажа и наземного технического персонала информации о состоянии функциональных систем самолета. Конструктивно АВТО выполнен в виде моноблока, работающего в расширенном диапазоне температур (-60 °С – +60 °С).


Функции АВТО в составе БСТО

Авиационный вычислитель технического обслуживания, входящий в состав бортовой системы технического обслуживания, выполняет следующие функции:
  • Регистрация в энергонезависимой памяти данных о выявленных в полете неисправностях для их последующего анализа на земле
  • Выдача сообщений об отказном состоянии самолетных систем в полете и на земле
  • Интеграция всех решений по выявлению отказов и неисправностей в самолетном оборудовании с целью его полного охвата наблюдением, начиная с полностью автоматического встроенного контроля до диалоговых процедур на базе того же встроенного контроля и включая процедуры по выявлению отказов, осуществляемые вручную
  • Проведение наземного контроля и локализации отказов без дополнительной (или минимальной) контрольно-проверочной аппаратуры
  • Проверка сменных модулей самолетных систем и их замены в случае наличия неисправностей, проверки системы в целом
  • Выдача сигналов для проведения расширенного тест-контроля функциональных систем и отдельных блоков
  • Накопление в эксплуатационном регистраторе (ЭР) информации, необходимой для эксплуатации самолета и его систем
  • Организация обмена с выносным терминалом для визуализации и обработки накопленной информации
  • Вывод параметрической информации и кодов отказов в сопряженные системы
  • Организация обмена информацией между системами и МФПУ по ARINC-739 для отображения информации
  • Организация обмена информацией с BITE-системами и блоками самолета по ARINC-604, имеющими встроенные средства контроля (ВСК) и прием параметрической информации от систем, не имеющих ВСК, а также решение алгоритмов контроля технического состояния этих систем
  • Формирование информации о состоянии BITE-систем и систем, не имеющих ВСК, и передача ее в МФПУ
  • Формирование данных для адресно-отчетной системы авиационной связи ACARS по ARINC-724 для передачи информации наземным службам


Выносной терминал

Выносной терминал, подключаемый к АВТО, обеспечивает доступ к информации о текущих отказах и неисправностях самолетных систем и самолетного оборудования, архивным данным о неисправностях, инициацию проведения проверочного контроля самолетных систем и может использоваться как дополнительное рабочее место для технического обслуживания путем эмуляции МФПУ. ВТ представляет собой промышленный ноутбук, защищенный от попадания пыли и влаги, работающий в широком диапазоне температур (-20°С - +55°С). ВТ в составе БСТО включается только на земле и подключается кабелем к одному из четырех специально отведенных разъемов на борту.


Функции ВТ в составе БСТО

Выносной терминал, входящий в состав бортовой системы технического обслуживания, выполняет следующие функции:
  • Считывание информации ЭР БСТО информации, необходимой для обслуживания самолета и его систем
  • Считывание, отображение и запись на внешние носители информации энергонезависимого запоминающего устройства (ЭЗУ) АВТО об отказах в полетах бортовых систем
  • Выполнение функций МФПУ ВСС по вводу/выводу и отображению информации
  • Единый интерфейс программ ВТ и защита от несанкционированного доступа к операционной системе
  • Возможность использования ВТ для обслуживания других бортовых системам, путем установки дополнительного ПО
  • Восстановление работоспособности ВТ в случае программного сбоя


Структурная схема БСТО

Функциональная схема взаимодействия системы БСТО с другими системами самолета

Применение БСТО

В результате оснащения самолетов бортовой системой технического обслуживания для авиакомпаний сократился объем работ по техническому обслуживанию летательных аппаратов и повысилась вероятность отправки самолетов в рейс по расписанию. БСТО-А148 устанавливается на самолеты Ан-148 и Ан-158, а ее модифицированная версия, БСТО-1А148, на самолеты Ан-178.