Исторически акционерное общество «Научно-исследовательский институт вычислительных средств «Спектр» (далее – НИИВС «Спектр») создано на базе филиала «Спектр» Всесоюзного научно-исследовательского института радиоэлектронных систем. Филиал «Спектр» был реорганизован согласно приказу Министра промышленности РФ №49 от 17.02.1992 в государственный научно-исследовательский институт вычислительных средств «Спектр», который был акционирован в 1993-1994 году.
В НИИВС «Спектр» была разработана бортовая автоматизированная система контроля самолета Ан-124 «Руслан» – БАСК-124, предназначенная для автоматизированного контроля практически всех самолетных систем и комплексов, в том числе двигателей, масло- и гидросистем, системы кондиционирования и автоматического регулирования давления, шасси, противообледенительной системы, пилотажно-навигационного комплекса и т.д., с выводом всей необходимой информации на бортовое печатающее устройство, электронный индикатор, эксплуатационный регистратор. В данный момент система продолжает эксплуатироваться в самолетах Ан-124 и одновременно с этим мы проводим модернизацию данной системы.
Разработана бортовая автоматизированная система контроля БАСК-225, предназначенная для установки на самый большой и грузоподъемный самолет в мире Ан-225 «Мрия».
В рамках разработки и проектирования оборудования самолета Ан-124 был разработан и освоен в производстве унифицированный ряд БЦВМ «Интеграция», «Интеграция-1М» и «Интеграция-2», используемых как в самолетных комплексах, так и примененных в другом оборудовании.
В НИИВС «Спектр» разработана, изготовлена и установлена на борт самолета Ан-70 бортовая информационная система БИС-77, осуществляющая контроль и вывод на систему электронной индикации самолета всей информации о состоянии систем и комплексов самолета, в том числе вывод значений любых параметров самолета и его систем в цифровом, графическом или мнемоническом видах.
Разработаны, изготовлены и установлены на борт среднемагистральных самолетов Ан-148, Ан-158 и Ан-178 бортовая система технического обслуживания БСТО, а также регистратор прочностных параметров РПП Р-015,
предназначенный для сбора, обработки и регистрации параметров перегрузок с целью индивидуального учета расходования ресурсов планера. Это позволяет производить оценку летной годности самолета по условиям прочности и безопасности
полетов.
Следует учесть, что данный РПП является первым и уникальным прибором такого класса, устанавливаемым на борт самолета. Самолеты серийно выпускаются на заводах в России и Украине.
С 2000 по 2004 год в НИИВС «Спектр» разработана и запущена в серийное производство бортовая система контроля двигателей БСКД-436-200 самолета Бе-200, созданного по заказу МЧС РФ. Эта система прошла все испытания и получила сертификат Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК), удостоверяющий соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса. Эта система обеспечивает вывод состояния и параметров всех двигателей на специальный самолетный индикатор для использования экипажем на земле и в полете.
Параллельно с созданием информационно-измерительных и управляющих систем и комплексов в НИИВС «Спектр» осуществляется разработка и производство цифровых вычислительных средств и программного обеспечения к ним для использования в создаваемых системах или для их автономного применения в соответствии с требованиями ТЗ.
Вычислители (вычислительные комплексы), создаваемые в НИИВС «Спектр», строятся как на базе отечественных микропроцессорных комплектов, так и на базе импортных модулей, модифицируемых в части расширения системы прерываний
и периферийных устройств, обеспечения возможности работы в режиме реального времени, расширения объемов оперативной памяти и памяти программ под конкретные требования заказчика.
Разработана, изготовлена и поставлена заказчику система наземной обработки информации (СНОИ) с эксплуатационного регистратора самолета, собирающего более 10 тысяч различных параметров в секунду и разработанного также в НИИВС «Спектр». Система наземной обработки информации предназначена для анализа на земле в стационарных условиях состояния систем самолета в полете и работы экипажа в течение полета на основе данных, зарегистрированных в эксплуатационном регистраторе.
В НИИВС «Спектр» осуществляется разработка, производство и поставка запоминающих устройств большой емкости на базе флеш-носителей, которые могут использоваться как хранения программ, так и для хранения регистрируемой в полете оперативной параметрической информации. Эти запоминающие устройства могут использоваться и поставляться автономно, в соответствии с требованиями заказчика по быстродействию, объему хранимой информации, типу интерфейса обмена.
В НИИВС «Спектр» разработан широкий круг контроллеров мультиплексных каналов приема и выдачи информации в соответствии с ARINC 429 (ГОСТ 18977-79), MIL-STD-1553B (ГОСТ 26765.52-87, ГОСТ Р 52070-2003),
САN и т. д., которые могут использоваться как в составе разрабатываемых систем и комплексов, так и при их автономной поставке в соответствии с требованиями заказчика.
В НИИВС «Спектр» разработана и изготавливается система преобразователей аналог-код, применяемых для измерения широкого круга аналоговых сигналов постоянного, переменного тока, частоты, температуры, углов и т.д., с возможностью
проведения одновременной цифровой фильтрации, тарировки, калибровки и другой цифровой обработкой. Указанные преобразователи могут применяться автономно и разрабатываться по отдельным техническим заданиям.
Техника, разрабатываемая в НИИВС «Спектр» сопровождается поставкой как внутреннего программного обеспечения (операционная система, драйверы, оперативные и проверочные тесты и т.д.), так и внешнего программного обеспечения – программное обеспечение систем
и комплексов, разрабатываемое по требованиям заказчика. Кроме того, НИИВС «Спектр» осуществляет поставку отладочного программного обеспечения – трансляторы с языков программирования высокого
уровня (C, C++), удобные системы отладки, программы автоматизированной разработки и сопровождения программной документации.
Разработки НИИВС «Спектр» могут сопровождаться программно-аппаратными средствами отладки рабочих программ на борту (в том числе в полете) в режиме реального времени.
В НИИВС «Спектр» ведутся работы по созданию и внедрению на транспортные самолеты прецезионных датчиков и устройств измерения веса и центровки, как в статическом режиме (на земле), так и в динамике (при сбросе грузов в полете).
функциональные устройства (процессоры, устройства ввода/вывода, вспомогательные устройства), которые реализуют специализированные функциональные задачи и могут являться встроенными системами различного целевого назначения (ЕКПС 7015)
функциональные устройства (процессоры, устройства ввода/вывода, вспомогательные устройства), которые реализуют специализированные функциональные задачи и могут являться встроенными системами различного целевого назначения (ЕКПС 7015)
функциональные устройства (процессоры, устройства ввода/вывода, вспомогательные устройства), которые реализуют специализированные функциональные задачи и могут являться встроенными системами различного целевого назначения (ЕКПС 7015)